Комфорт. Программно-индикаторный комплекс КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Время проведения |
8-15 занятий по 10-25 мин. 1-3 раза в неделю |
Форма проведения | индивидуальная |
Возраст | с 3 лет |
Программно - индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров по методу БОС в составе:
- Программно-индикаторное устройство модель
- Программное обеспечение.
Может использоваться в качестве программы индивидуального психологического сопровождения, а также метода немедицинской коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и логопедических нарушений у детей и взрослых.
Обучение навыкам саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ) на основе принципа биологической обратной связи (БОС)*.
Предназначено для немедицинского применения
Содержание программы:
- Диагностика /от 2 до 15 мин. в зависимости от этапа обучения и заданных параметров/:
- оценка психофизиологического и психоэмоционального состояния обучающегося, его индивидуально-психологических особенностей (по цветовому тесту М. Люшера и методики сенсорных предпочтений), определения зоны риска и ресурсов, выбора индивидуальной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера
- оценка фонового состояния для отслеживания эффективности каждого сеанса
- оценка изменения психофизиологического состояния в результате курса - Психофизиологический тренинг /профилактика - 8-12 занятий по 15-25 мин.; коррекция - 10-15 занятий по 15-25 мин./:
Во время сеанса с программным обеспечением программно-индикаторное устройство регистрирует с помощью специальных датчиков, несколько параметров: периферическую температуру; кардиосигнал (R - зубцы); кривую дыхания; миограмму (ЭМГ- графическое изображение биоэлектрической активности мышц). Полученная информация обрабатывается на компьютере и преобразуется в понятный для обучающегося вид - сигналы обратной связи. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их определенное изменение. Таким образом, человек получает возможность оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями, и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
Обеспечивая одновременный мониторинг нескольких психофизиологических параметров, программа реализует разнообразие режимов обучения, что существенно расширяет сферу ее применения.
- Тренируется устойчивый навык диафрагмального дыхания.
- Формируется навык произвольного повышения периферической температуры.
- Отрабатывается постановка речевого дыхания;тренируется звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции; оптимизируется темп, ритм и мелодичность речи; достигается снижение физиологической цены речи.
- Вырабатывается навык общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развивается или восстанавливается мышечное чувство;тренируется навык координированного управления мышечным напряжением.
- Осваивается метод прогрессивной мышечной релаксации (попеременное напряжение-расслабление одной и той же мышцы или групп мышц в соответствии с сигналом обратной связи).
Мониторирование параметров, не используемых непосредственно в рабочих сеансах, позволяет оценить правильность выполнения навыка и степень его закрепления, а обучение во всех доступных режимах формирует свой собственный индивидуальный навык оптимизации состояния, включающий управление всеми значащими параметрами организма.
Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты обучающихся, формирует базу данных с результатами всех проведенных тренировок.
Что дает программное обеспечение ?
- в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает благоприятные условия для развития ребенка и успешной адаптации к школе, осуществляет немедицинскую коррекцию логопедических нарушений
- в условиях школы оказывает помощь в решении таких задач как повышение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения, самооценки, снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности, обеспечение психологической поддержки в кризисные периоды возрастного развития
- в ППМС-центрах позволяет осуществлять комплексную немедицинскую коррекцию различных нарушений
- в условиях оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений создает условия для основного лечения, снижает психоэмоциональную нагрузку, укрепляет защитные силы организма.
Программа используется в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста, подростками, взрослыми. Верхний предел возраста не ограничен!
При работе со взрослыми людьми ПО обеспечивает:
- специальную антистрессовую подготовку
- контроль за функциональным состоянием
- процесс психологической разгрузки и восстановления
- сопровождение лечения психосоматических и нервно-психических расстройств
ПО:
- с 1999 года успешно реализуются в учреждениях системы образования и социальной защиты населения, в санаторно-курортных и оздоровительных центрах более чем 50 регионов Российской Федерации
- является автономной, но абсолютно совместима с любой образовательной, профилактической, коррекционной или лечебно-оздоровительной программой
-Предназначено для немедицинского применения
Комплект:
Программно-индикаторное устройство модель;
программное обеспечение на CD;
методическое пособие с рекомендациями по алгоритму работы.
Приборы, входящие в состав комплекса сертифицированы, программное обеспечение зарегистрировано и имеет свидетельства о регистрации программ для ЭВМ.
*Функциональное биоуправление (ФБУ) - произвольное управление физиологическими процессами организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении с помощью специализированных технических средств. Чтобы человек научился влиять на собственное функциональное состояние, ему необходимо получать текущую информацию о своем состоянии и результатах своих действий по его изменению. Суть принципа БОС как раз и заключается в возможности мониторирования тех или иных психофизиологических параметров, а технология ФБУ позволяет человеку в режиме реального времени на основе наблюдения за динамикой показателей, преобразованных в понятный для обучающегося вид - сигналы обратной связи, тренировать полезные с точки зрения физиологии навыки, обеспечивающие оптимальную работу организма.
Биокомпьютерные тренажеры «НПФ»Амалтея» реализуют разнообразные сигналы обратной связи в виде графиков, картинок, звуков или сюжета на экране монитора. Возможно создание индивидуальных наборов слайдов и музыкального сопровождения.
С целью повышения мотивации детей на выполнение тренировочных заданий, предусмотрено игровое биоуправление с мультипликацией и соревновательным эффектом, что превращает обучение в увлекательный процесс.